Чтение неогласованного текста

После того, как вы освоили алфавит и научились читать на иврите с огласовками, самое время переходить к чтению неогласованного текста. Предположим, что если бы определенный ивритский текст был огласован, его прочтение не вызвало бы никаких затруднений. Таким образом, вся проблема сводится к отсутствию огласовок, а не к тому, что слова оказываются незнакомыми для читателя. Грамматической основой неогласованного письма в иврите является то, что в корне допустимы не все сочетания гласных, а лишь те из них, которые соответствуют мишкалям. Поэтому можно определить два-три возможных варианта огласовки слова, каждый из которых вы далее различаете по контексту.

Предположим, что перед вами слово, записанное буквами חבר. Как его прочесть? Какие возможны варианты огласовок при таком написании?

1. Сеголат חֶבֶר «хэ́вэр»

2. Слово первого мишкаля с двумя камацами — חָבָר «хавар»

3. Слово мишкаля действующего лица חַבָּר «хабар» (где в середине стоит дагеш)

Именные формы на этом закончены. Из глагольных форм это может быть:

4. Прошедшее время биньяна פָּעַל — образует חָבַר «хавар»

5. Прошедшее время биньяна פִּעֵל — образует חִבֵּר «хибэ́р»

6. Прошедшее время биньяна פֻּעַל — образует חֻבַּר «хуба́р»

7. Глагол состояния — форма חָבֵר «хавэ́р»

Итак, мы имеем семь различных вариантов прочтения. Три из них обозначают существительные, четыре — глаголы. Последняя форма — חָבֵר может также использоваться в качестве имени, поскольку — это активное причастие. Как же определить с какой из этих форм мы имеем дело?

Сначала — общее замечание:

Глаголы и имена (существительные и прилагательные), как правило, оказываются в разных контекстах.

После глаголов часто стоит предлог אֶת «эт», а перед существительными и прилагательными артикль הַ «hа» или другие предлоги. Это — верные признаки части речи. Кроме того, общие соображения, общий смысл фразы также помогают отличить эти формы.

Различить именные формы друг от друга, как и глагольные, несколько сложнее. Здесь, в крайнем случае, нужно просто надеяться на зрительную память. Однако, как правило, не все варианты проставления огласовок встречаются с одинаковой частотой. Например, в нашем случае существительное חֶבֶר («хэ́вэр» — лига) встречается достаточно редко. Слово חָבָר «хавар», как и слово חַבָּר «хабар» в иврите отсутствует и единственной возможностью является в данном случае חָבֵר «хавэ́р». Это слово означает «товарищ» и употребляется несравненно чаще, чем его «конкурент». Поэтому, если вы встретите такое сочетание букв на письме, то нужно предположить, что скорее всего это חָבֵר, а уж если нет, то חֶבֶר.

Глагольная форма חָבַר «хавар» встречается очень редко, а חִבֵּר «хибэ́р» — часто. Поэтому, скорее всего, если слово было написано так, следовало бы прочесть его חִבֵּר. Это прошедшее время глагола לְחַבֵּר («лэхабэ́р» — соединять/составлять вместе). Однако, у многих глаголов פָּעַל и פִּעֵל встречаются с одинаковой частотой. Как в этом случае можно было бы различить эти формы? Для того, чтобы каким-то образом помочь делу, придумали следующий выход: פָּעַל обозначают тремя согласными, а в פִּעֵל добавляют букву «йод» для обозначения первого звука «и», и слово חִבֵּר пишется следующим образом: חיבר. Подобным образом написанное слово сразу же узнается глазом, как прошедшее время биньяна פִּעֵל. Аналогично, для פֻּעַל используется написание: חֻבַּר переходит в חובר.

Другой пример. Слово написано следующим образом: מכתב. Как его прочесть без огласовок? Варианты прочтения следующие: для имен существительных — מִכְתָב «михта́в» или מַכְתֵב «махтэ́в», для глагольных форм — מְכַתֵב «мэхатэ́в» (активное причастие в биньяне פִּעֵל) и מְכֻתָב «мэхута́в» в פֻּעַל. Из этих четырех слов чаще всего встречается слово מִכְתָב («михта́в» — письмо), гораздо реже מַכְתֵב («махтэ́в» — грифельная палочка, которой писали на восковой доске) и מְכַתֵב («мэхатэ́в» — покрывающий надписями или пишущий для газеты или журнала), а מְכֻתָב «мэхута́в» записывается как מכותב.

Интуитивное распознание

Многие из распространенных слов вам уже, по видимому, известны, поэтому вы можете в качестве первого приближения доверять своей интуиции. То слово, которое вы узнаете, которое вам приходит первым на ум, скорее всего и есть правильный ответ. В случае неудачи вы начинаете выдвигать разные предположения о вариантах огласовок (исходя из известных мишкалей и биньянов), и с учетом контекста, определяете нужное слово.

Гласные буквы

Следует знать, какие гласные обозначаются в неогласованном тексте, а какие выпадают при переходе к нему. Во первых, все гласные, обозначаемые алфавитными буквами в неогласованном письме остаются без изменения. Например, в слове מַדְלִיק («мадли́к» — зажигает) алфавитным знаком обозначен звук «и», и в тексте без огласовок вы, разумеется, его встретите — מדליק. Гласные, обозначаемые кама́цем (־ָ) и пата́хом (־ַ), т.е. гласный «а» (долгий и краткий), никак на письме не обозначаются. Исключением является концевой «а», который, как известно, обозначается буквой ה.

Что касается «э», обозначаемого сего́лом (־ֶ) или цэрэ́ (־ֵ), то он также бесследно исчезает, кроме концевого варианта, опять же обозначаемого ה.

Гласные «о» и «у» всегда обозначаются с помощью буквы «вав» (ו), независимо от того, используется она для их написания в огласованном письме или же они обозначаются просто точкой — холе́мом (־ֹ) (долгое «о»), кама́ц-ката́ном (־ָ) (краткое «о») или киббу́цем (־ֻ) (краткое «у»). Например, слово שֻׁלְחָן («шулха́н» — стол) записывается שולחן в неогласованном тексте, хотя в огласованном «у» обозначается тремя точками и никакого «вав» здесь нет. Слово חָכְמָה («хохма́» — мудрость), где краткое «о» обозначается камац-катаном записывается как חוכמה.

Долгий звук «и», который обозначается с помощью точки под буквой «йод» (יִ) и слева от нее, естественно обозначается в неогласованном тексте с помощью алфавитной буквы «йод» (י). Краткий «и», который обозначается одной лишь точкой в сеголатах женского рода типа שִׂמְחָה («симха́» — радость), רִצְפָּה («рицпа́» — пол) и в существительных с окончанием וֹן «он» типа פִּתַרוֹן («питаро́н» — решение) или זִכַּרוֹן («зикаро́н» — память) никак не выражен в обычном тексте. Эти слова записываются следующим образом: זכרון, פתרון, רצפה, שמחה.

«Йод» также никак не обозначается в приставках תִ, מִ, לִ. Например: מִכְתָב («михта́в» — письмо) — מכתב. В остальных случаях краткий «и» обозначается как и долгий, с помощью буквы «йод».